«Москва слезам не верит»: история создания и секрет успеха оскароносной мелодрамы

Общество

«Москва слезам не верит»: история создания и секрет успеха оскароносной мелодрамы

Ровно 42 года назад в отечественный прокат вышла картина Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Мелодрамы в советской киноиндустрии считались непрестижным жанром, фильму со слишком «приземленным» сценарием пророчили провал. Каково же было удивление режиссера, актеров, да и всех «киношников», когда «Москва слезам не верит» стал лидером проката — фильм посмотрели 90 млн человек, а уже на следующий год он получил «Оскара». Почему картина нашла отклик у советского человека и до сих пор остается актуальной, рассказал ФАН кинокритик Александр Шпагин.

«Москва слезам не верит»: история создания и секрет успеха оскароносной мелодрамы

Все в Москву лезут, будто она резиновая

На удивление коллег-режиссеров, Владимир Меньшов взялся за съемки фильма про трех девушек из провинции, которые попали в Москву и пытаются устроиться в большом городе. Меньшов признавался, что тема покорения столицы была ему близка.

«Мы с Верой прошли от начала до конца студенческое общежитие, затем театральное, и только потом мы стали москвичами и получили маленькую комнату», — рассказывал режиссер.

«Москва слезам не верит»: история создания и секрет успеха оскароносной мелодрамы

Сценарист фильма Валентин Черных брал образы главных героев со своих коллег в Останкино. Герои Веры Алентовой, Алексея Баталова, Ирины Муравьевой и Раисы Рязановой оказались близки миллионам советских граждан: их желание покорить Москву, выбиться в люди и найти семейное счастье понятно почти каждому.

Изначально на роль главной героини рассматривались Маргарита Терехова, Ирина Купченко и Анастасия Вертинская. Однако они отказались от съемок. Тогда Меньшов решил пригласить на главную роль свою супругу — Веру Алентову.

Иногда такую глупость услышишь, а оказывается — точка зрения

Коллеги режиссера охарактеризовали поучившийся фильм кратко — «катастрофа». На «Мосфильме» картину назвали безвкусицей, да еще и отметили плохое качество.

«Материал фильма крайне неровен по качеству, чрезвычайно перегружен, нет чувства меры, мало вкуса, а иногда прямая безвкусица на грани пошлости», — сказано в протоколе обсуждения картины.

«Москва слезам не верит»: история создания и секрет успеха оскароносной мелодрамы

Москва — это большая лотерея

Однако зрители посчитали иначе. Неимоверный успех картины в прокате удивил критиков. Но каково было их удивление, когда фильм получил престижную американскую премию «Оскар». До сих пор остается загадкой, кто выдвинул фильм на премию.

Читать  Доктор Мясников призвал не нагнетать панику из-за второй волны COVID-19

Меньшову позвонили 1 апреля 1981 года и сообщили, что он обошел Куросаву, Трюфо и Иштвана Сабо и выиграл престижную награду. Целый день режиссер был уверен, что это розыгрыш, пока не увидел вечерний выпуск новостей.

«Москва слезам не верит»: история создания и секрет успеха оскароносной мелодрамы

Гляжу я на них — такая тоска меня берет

Кинокритик, журналист Александр Шпагин объяснил в комментарии ФАН колоссальный успех фильма «Москва слезам не верит».

Фильм «Москва слезам не верит» являл собой изменение сознания: это был один из первых трех фильмов, которые были обращены в Голливуд. «Экипаж», «Москва слезам не верит» и «Пираты ХХ века» набрали максимальную кассу за всю историю прошлого века, а дальше пошли посредственные боевики, фильмы-катастрофы, но они не имели такого успеха. «Москва слезам не верит» вышел на второе место в советском прокате и еще получил «Оскар», — заявил эксперт.

«Москва слезам не верит»: история создания и секрет успеха оскароносной мелодрамы

По словам кинокритика, картина позволила советскому человеку взглянуть, каким он был 20–30 лет назад.

«Это был первый фильм, где возникало постижение советского сознания человека уже в 1980-х через историю советского времени. Фильм был не только хорошо сделанной мелодрамой, но еще и неким кинороманом, где происходила самоидентификация человека с собой тридцатилетней давности. Это был манифест поколения 40-летних. Причем он затрагивал все слои общества», — отметил Шпагин.

Журналист отметил, что фильм получил широкое признание из-за того, что затронул чувства человека любого социального положения.

«В чем была его ценность, его «голливудскость» — он работал как слоеный пирог. Там было и для интеллигенции, и для народа. Это высококлассная работа, хорошо продуманная и хорошо сделанная. Что касается сегодняшнего поколения, им гораздо лучше заходят фильмы 60-х годов, потому что для них это лирический экзистенциальный марш, все немного сюрреалистично. Но некоторым — это 20% — больше заходят фильмы 70–80-х годов», — добавил собеседник ФАН.

«Москва слезам не верит»: история создания и секрет успеха оскароносной мелодрамы

Шпагин подчеркнул, что фильм затронул проблемы, которые остаются актуальными и сейчас.

«Актуальный для сегодняшнего сознания момент — это гендерный вопрос. Это и тогда было сделано как некая фронда. Тогда это невероятно сработало: появился «настоящий мужик» в советском кино 1980-х годов, когда мужик вырождался и представлял собой нечто вроде героя Басилашвили в «Осеннем марафоне», в лучшем случае героя Мягкова в «Иронии судьбы», — обратил внимание он.

«Москва слезам не верит»: история создания и секрет успеха оскароносной мелодрамы

Кинокритик отметил, что все герои фильма «Москва слезам не верит» неоднозначные. Они не сошли с социалистических плакатов, а всего лишь обычные люди.

«Это очень утонченная картина, в которой нужно улавливать огромное количество смыслов. Все герои этой картины неоднозначные, что и ценно. Это выбивало ее из соцреалистического дискурса, которому соответствовали подобные телевизионные картины, и переводило в иной — голливудский», — заключил Шпагин.

Источник: https://riafan.ru/1385668-moskva-slezam-ne-verit-istoriya-sozdaniya-i-sekret-uspekha-oskaronosnoi-melodramy

Читать  Вильфанд предупредил Восточную Сибирь и Дальний Восток о сильных дождях - Газета.Ru
Оцените статью
Новости на Optimus News